Сажина Г. А., г. Пермь

УДК 338.436.33.001.76

Теоретические и практические аспекты
развития системы электронных конкурсных торгов
по закупкам в государственные продовольственные фонды

Инновационные процессы сегодня коснулись и такой сферы государственного регулирования АПК, как закупки для государственных нужд. В статье рассмотрены некоторые законодательные и практические аспекты современного состояния, а также тенденции развития электронных торговых площадок в общей системе конкурсных торгов.

На современном этапе развития экономики России все большую роль играет «интернетизация» бизнес-процессов. Инновационные процессы в любой сфере экономики, будь то промышленность или сельское хозяйство, не возможны без применения современных коммуникационных возможностей Интернета. Одним из аспектов применения сети Интернет в настоящее время является вопрос организации электронных торгов по закупкам для государственных (федеральных, региональных и муниципальных) нужд.

Как показывает мировая практика, электронные закупки позволяют значительно повысить эффективность всей системы государственного снабжения. По данным бюллетеня «Конкурсные торги», за 2003 г., по сравнению с 2002 г., общий объем электронной торговли в России вырос на 30%, причем особенно динамично развивается сегмент госзакупок. Объем госзакупок, который проходит через систему электронных торгов, достигает 80%. Экономия, по сравнению с первоначально планировавшимися средствами, доходит до 10%, что в масштабах региона может составлять значительные суммы [1].

Практика показывает, что проблем на пути внедрения современных информационных технологий в закупочную практику в нашей стране не мало: от юридических (отсутствие должного законодательного регулирования), до технологических (о всеобщей интернетизации говорить пока преждевременно). Серьезно улучшить сложившуюся ситуацию призвана федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002 – 2010 гг.", предусматривающая помимо прочего и комплекс мер по разработке и внедрению системы электронной торговли [3]. Для внедрения методов и технологий электронной торговли планируется создать: единую информационную инфраструктуру электронной торговли, включающую общероссийскую систему информационно-маркетинговых центров; систему электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд;  единую базу данных товаров и услуг и систему ее поддержки.

ФЦП «Электронная Россия 2002 – 2010 гг.» была разработана и принята два года назад, и первой задачей её было приведение законодательной базы в соответствие с реальной жизнью. Однако, до сих пор законодательно не сформулирован механизм ведения электронных госзакупок и электронных торгов. Поэтому в регионах системы электронных госзакупок сейчас дублируются «бумажными» версиями с целью соответствия законодательству.

Анализируя сегодняшнее состояние электронных госзакупок, можно выделить условно два главенствующих вопроса: программная поддержка процесса планирования и проведения закупок (системы автоматизации) и информационное обеспечение закупок (информационные ресурсы). Сейчас в стране существует два вида систем, поддерживающих процессы организации государственных закупок: сайты бумажных изданий, которые изначально были нацелены на публикацию извещений о конкурсах по госзакупкам (например, бюллетень «Конкурсные торги»), и проекты полного профиля, где разработчики пытаются охватить все процедурные моменты конкурсов.

В направлении разработки и внедрения программного обеспечения по электронным торгам активно работают такие фирмы, как «Корпорация «Парус», Ambit Systems, Cognitive Technologies и «Интертех». «Корпорация ПАРУС» уже выиграла ряд тендеров на построение системы электронных муниципальных закупок, в том числе в Сургуте и Тольятти. К сожалению, на данный момент специализированных программных комплексов по госзакупкам в государственные продовольственные фонды в России не создано.

По оценкам экспертов Национальной Ассоциации участников электронной торговли, около 27 субъектов Российской Федерации уже используют информационные ресурсы для обеспечения публикаций на сайтах. Как показывает практика, регионы, внедряющие систему электронных закупок, с трудом оформляют её в законодательном порядке, поскольку прокуратура опротестовывает все, что не соответствует текущему российскому законодательству [4, 5]. К тому же далеко не у всех бюджетополучателей есть техника, которая позволяет им стать участником электронной торговой площадки, например, в сельской глубинке большинства регионов России (и Пермская область здесь не исключение) нет выхода в сеть Интернет. Естественно, такие бюджетополучатели не могут размещать в системе свои заказы.

Отдельная тема – поддержка в рамках конкурсов по госзакупкам местных производителей. Например, «Стратегией социально-экономического развития Пермской области на 2002-2005 гг.» предусмотрено, что наиболее важными задачами развития агропромышленного комплекса Прикамья являются содействие расширению  рынков сбыта агропродовольственной продукции и проведение закупок продовольствия  для государственных нужд исключительно на внутренних рынках [2]. Но в таком случае госзаказчики, не отказывающиеся от принципа преференции местных производителей,  вступают в противоречие с антимонопольным законодательством, которое гласит, что надо создавать равные условия для всех поставщиков, поскольку, согласно Конституции, Россия является единым экономическим пространством [6]. На практике реализовать это требование средствами электронной системы невозможно из-за неготовности мелких сельхозтоваропроизводителей – они зачастую не могут участвовать в электронных торгах, потому что не имеют компьютерной техники и доступа в Интернет. Пока системы электронных торгов эту проблему не решают никак, поэтому регионы, желающие поддержать местных производителей, вынуждены искать выход самостоятельно.

Вывод:

Сегодня основная задача и практиков и теоретиков состоит в том, чтобы максимально формализовать процедуры, регламентирующие организацию и проведение электронных торгов в сфере госзакупок. Кроме того, не менее важным является вопрос повышения компьютерной грамотности специалистов по госзакупкам, особенно на предприятиях АПК, обеспечение госзаказчиков и потенциальных поставщиков инструментами для работы на электронных торговых площадках. Одним из направлений государственной поддержки сельского хозяйства может стать повышение информированности сельхозпроизводителей и их участие в конкурсных торгах. Для этого необходимо объединение деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, самих сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Литература

  1. Кузнецов К. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы. – С-Пб.: «СПб», 2004.
  2. Стратегия социально-экономического развития Пермской области на 2002 – 2005 гг.
  3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65).
  4. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. №№ 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
  5. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изм. от 06.05.1999 г.).
  6. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. от 09.10.2002 г.).